ВОСЕМЬ БЛАГИХ СИМВОЛОВ
Восемь благих буддийских символов – это зонт, пара золотых рыб, драгоценная бумпа (сосуд), лотос, белая раковина, закручивающаяся вправо, бесконечный узел, знамя победы и золотое колесо. Изначально они составляли группу ранних индийских символов царской власти и вручались на таких церемониях, как возведение на трон, коронация.
В буддизме восемь благих символов представляют собой подношения, совершённые богами Будде Шакьямуни сразу же после достижения им Просветления. Брахма, великий бог мира формы, был первым, кто появился с подношением в виде золотого колеса с тысячей спиц, прося Будду повернуть колесо учений Дхармы. Следующим появился великий небожитель Индра, преподнося белую, закручивающуюся вправо раковину как символ провозглашения Дхармы. Богиня земли Стхавара, которая была свидетельницей Просветления Будды, преподнесла ему золотой сосуд, до краёв наполненный нектаром бессмертия.
Ранние изображения следов Будды неизменно представляли благие символы, как божественные отметины на подошвах его стоп. Эти знаки включали львиный трон, победоносное знамя, ваджру, сосуд с нектаром, крюк для управления слоном, локон волос, бесконечный узел, свастику и раковину, но наиболее часто использовались знаки лотоса и колеса. Поэтому во многих текстах в качестве эпитета говорится о лотосоподобных стопах Будды. Также есть легенда, что сразу после рождения Будда сделал семь шагов. И прежде чем Его стопы коснулись земли, мгновенно под ногами появились лотосы. И как символ этого на стопах Будды стали изображать лотосы. Как знак отличия чакравартина (монарха Вселенной) колесо с восемью или тысячей спиц украшают ладони и стопы образов будд и бодисатв. Как особые отметины, помимо ладоней и стоп, также украшаются грудь и горло у божественных существ или богов. Например, у Индры на груди можно видеть знак шриватса, или бесконечного узла.
В Учении Ваджраяны восемь благоприятных символов обожествлялись, т.е. восемь богинь держат по одному атрибуту в качестве подношения. И это в свою очередь означало восемь знаков истинной природы ваджрного тела. В медицинской традиции буддизма эти восемь символов также представляются восемью драгоценными органами тела Будды: зонт обозначает селезёнку, две золотые рыбки – почки, сосуд драгоценностей – желудок, лотос обозначает печень, раковина – желчный пузырь, бесконечный узел символизирует кишечник, победоносное знамя представляет лёгкие, а колесо – сердце. Колесо с восемью спицами, изготовленное из кости или золота, украшает грудь многих буддийских божеств и символизирует восемь спиц или 8 лепестков лотоса сердечной чакры.
Изображения этих восьми символов украшают все виды светских и сакральных буддийских объектов, они встречаются на резной деревянной мебели, на кованых металлических изделиях, на стенных панелях, на коврах и на шёлковой ткани. Эти восемь символов часто рисуются на дороге, ведущей в храм или монастырь, при помощи разноцветных порошков и служат знаком приветствия и почтения прибывающим именитым духовным гостям.
Зонт – это символ величия, власти и защиты, пара золотых рыб – это символ достатка и плодородия, бумпа – великое блаженство и счастье, лотос – чистая изначальная природа совершенного сознания Будды, а также отречение от сансары, раковина символизирует провозглашение Учения, колесо означает трансформацию духовных изменений, поворот всех трёх основных проповедей Будды, преодолевающих все препятствия и иллюзии, знамя победы говорит о непреложности и неизменности Учения, бесконечный узел означает бесконечную Мудрость и Сострадание Будды, а также взаимозависимое возникновение, лежащее в основе существования. Можно сказать, что восемь благих символов стали обязательным атрибутом буддизма.